Головна » Статті » Конференція_2015_03_19-20 » Секція_2_Технології_і_природа

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТНЫХ СТОЧНЫХ ВОД

Мельникова Оксана

аспирант

Егорова Яна

студентка

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

м. Харьков

Артеменко Андрей

аспирант

Харьковский национальный университет строительства и архитектуры

м. Харьков

 

ЭкологическАЯ ОПАСНОСТЬ нефтесодержащиХ ПОВЕРХНОСТНЫХ сточныХ вод

 

Нефтепродукты (НП) являются экологически наиболее опасным загрязнениям поверхностных сточных вод. Установлено, что самый высокий уровень загрязнения поверхностного стока отмечается весной, в период снеготаянья. Это связано с тем, что снежный покров депонирует из атмосферы различные загрязнения намного активнее, чем дождевые осадки [1]. Уровень загрязненности снежного покрова – поверхностного стока зимнего сезона, зависит от близости расположения различных техногенных источников газообразных выбросов. К наиболее интенсивным источникам выброса в атмосферу НП относятся автомобильные дороги, которые эмитируют их в виде: отработанных газов автомобилей, аэрозолей и мелкодисперсной пыли. АЗС, в отличии от автодорог, является источником выброса в окружающую среду большого количества горюче смазочных материалов (ГСМ), утечки которых носят неравномерный по площади и нерегулярный по времени характер, а так же выбросы газообразных НП в результате малого и большого «дыхания» самой АЗС [2].

Целью настоящего исследования являлось – экспериментальная оценка загрязнения НП поверхностных сточных вод зимнего и летнего сезонов на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам и объектам дорожной инфраструктуры (ОДИ) в Харьковском регионе.

Объектами исследования являлись реальный поверхностный сток зимнего сезона (пробы снега), отбираемые на территориях, прилегающих к объектам автомобильно-дорожного комплекса (АДК) и модельные поверхностный сток летнего сезона, получаемый путем смыва с определенной площади поверхности дорожного полотна на различных объектах АДК. Концентрацию НП определяли гравиметрически (при последовательном использовании для экстракции НП хлороформа и гексана, а также при использовании для экстракции одного гексана). Это позволило фракционировать НП, загрязняющие поверхностные сточные воды, разделив на фракцию относительно легких углеводородов (гексановый экстракт), и фракцию высокомолекулярных и гетероорганических углеводородов (разность между содержанием НП в хлороформенном и гексановом экстрактах).

Динамика накопления НП в снежном покрове с территорий, прилегающих к АЗС и загородной автомобильной дороги, представлены на рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Динамика накопления НП в снежном покрове на территориях, прилегающих к автомобильно-дорожному комплексу

 

Как видно, накопление НП в снежном покрове на территориях, прилегающих к автомобильной дороге в 2-3 раза выше, чем на территориях, прилегающих к АЗС, а интенсивность движения на АЗС в 20-45 раз ниже.

Состав модельных поверхностных сточных вод в 6 раз концентрированнее, чем реальный смыв в первые 15 мин. дождя. Содержание НП в модельных поверхностных сточных водах, полученных при смыве на автомобильной дороге и на территории АЗС, представлены в табл. Как видно, в поверхностном стоке летнего сезона концентрация НП на АЗС в 1,5 раза выше, чем концентрация НП в смывах с автодороги, в то время как интенсивность движения на АЗС в 45 раз ниже, чем на автодороге.

Таблица 1

Содержание НП в модельных смывах с поверхности АДК

Объекты

АДК

Интенсивность движения авт/сут

Содержание НП в жидкой фазе смыва, мг/дм3

Общие НП

Условно легкие НП

Условно тяжелые НП

АЗС №2 (съезд)

456

153

45

108

Автодорога

19200

101

86

15

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что поверхностный сток, как зимнего, так и летнего сезонов, с территорий, прилегающих к АЗС, имеет более высокую экологическую опасность по сравнению с автодорогами по загрязненности таким поллютантом как НП. Кроме того, фракционный состав этих поверхностных стоков отличается: в поверхностном стоке с автодороги преобладают условно легкие НП – 85 %, а в смывах с АЗС доля условно легких существенно ниже и составляет 29 %.

Наиболее распространенные в настоящее время схемы и методы механической очистки поверхностного стока с объектов АДК не учитывают фракционного состава, загрязняющих его НП. Как установили наши исследования для очистки сточных вод, с преобладанием условно тяжелых фракций, более эффективно очистка от НП происходит по схеме: отстаивание с последующим фильтрованием. Для очистки сточных вод с преобладанием условно легкой фракции НП более эффективно удаление этого поллютанта происходит при длительном открытом отстаивании с испарением.

 

Литература

  1. Долматова Л.А. Органические вещества в снеговом покрове прибрежной части р. Барнаулки / Л.А. Долматова, М.А. Гусева // Ползуновский Вестник. – 2004. – №2. – С. 150-154.
  2. Пшенин, В.Н. Актуальные вопросы оценки загрязнения почвенного покрова вблизи автомагистралей // Труды Всероссийского научно-практического семинара «Экологизация автомобильного транспорта» / В.Н. Пшенин, МАНЭБ. – СПб., 2003. –С. 83-88.
Категорія: Секція_2_Технології_і_природа | Додав: Admin (18.03.2015)
Переглядів: 425
Всього коментарів: 0